
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые игры – это гимнастика и массаж для рук. Проводится согласно лексической теме недели, в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, развитию речевого слуха. Эта деятельность вызывает интерес у детей, вызывает эмоциональный настрой.
Артикуляционные упражнения
Эти упражнения улучшают - кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); подвижность артикуляционных органов; укрепляют мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшают напряжённость артикуляционных органов; вырабатывают правильные, полноценные движения и определённые положения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в более сложные. С детьми дошкольного возраста артикуляционная гимнастика проводится по подражанию с опорой на картинки.
Физминутки
Большое значение в предупреждении утомления детей на занятии принадлежит физкультминуткам. Оздоровительные паузы – физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Комплексы физминуток подбираются согласно лексической теме недели.
Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика включает в себя упражнения по развитию речевого дыхания у дошкольников. Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают произвольность и самоконтроль. В занятие включается упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, листиков, снежинок и бумажных самолетиков и мячиков; дуем в разные дудочки; надуваем мыльные пузыри, игрушки-вертушки.
Су-Джок терапия
Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком Су-Джок. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. Такой массаж не только оказывает положительное влияние на весь организм, но также помогает решать коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, мелкой моторики рук.
Кинезиологические упражнения.
Кинезиологические упражнения активизируют межполушарное воздействие: повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга.
Здесь используются такие упражнения, как «Кулак-ребро-кулак», «Ухо-нос», «Колечко», «Замок» и др.
Таким образом, на занятиях у учителя-дефектолога здоровьесберегающие технологии позволяют сохранить уровень здоровья дошкольников и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.