
«Договори слово»
Эта игра помогает расширить словарный запас и кругозор, тренирует память и развивает логическое мышление. Суть игры: первый игрок называет слово, на последнюю букву которого должен вспомнить слово следующий игрок. Далее каждый игрок говорит слово на последнюю букву предыдущего слова. Игру можно усложнить, если сузить сферу слов: например, называть только города, животных, овощи и так далее.
«Опиши соседа»
Игра на развитие памяти, внимания, наблюдательности.
В этой игре описывать можно что угодно, а не только соседа. Игра удобна тем, что проводить ее с ребенком можно где угодно – на прогулке, дома, на природе. Можно устроить что-то типа соревнования. Вы вместе с ребенком выбираете знакомый вам обоим предмет, человека…все, что угодно. И нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда будет его очередь.
«Поиск предметов по заданным признакам»
Ставится задача назвать как можно больше предметов, обладающих заданной совокупностью признаков. К примеру, говорится: «Назови предметы, которые объединяют в себе выполнения двух противоположных функций, например, «дверь» (она и закрывает, и открывает выход из помещения), «выключатель» (он и зажигает, и гасит свет). Побеждает тот, кто дал больше всех ответов.
«Составление слов»
Стоите вы в длинной очереди, пробке, едите в автобусе, найдите длинное слово и составляйте из него небольшие слова по очереди с ребенком, кто больше.
«Прогулка по городу»
Эта игра поможет развить внимание к мелочам. Вариантов игры может быть несколько: посчитать прохожих в зелёной одежде, сколько названий магазинов на букву «а», сколько четырёхэтажных домов и т.д.
«Придумай историю»
У этого упражнения на развитие речи и воображения много вариантов: придумать историю о прохожем на прогулке, описать свои приключения летом, рассказать о том, как провёл день. Главное в этой игре – слушать рассказчика внимательно, помогать наводящими вопросами, помочь выдерживать логику повествования.
Все эти игры примечательны тем, что не требуют специально отведённого пространства для их выполнения. Помните – если у ребенка что-то не получается – аккуратно поправьте, но не одёргивайте. Когда ребёнок в хорошем настроении, у него всё получается лучше.