Специально оборудованные учебные кабинеты для детей – инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Наличие кабинетов в КОУ «Адаптивная школа-детский сад № 76»:
1 Начальные классы 6
2 Кабинет изобразительного искусства 1
3 Кабинет педагога-психолога 1
4 Кабинет учителя-логопеда 4
5 Кабинет учителя-дефектолога 1
6 Сенсорный кабинет 1
7 Кабинет социального педагога 1
8 Актовый зал 1
9 Спортивный зал 1
10 Кабинет КДЦ 1
Все кабинеты приспособлены для детей – инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Естественная, искусственная освещенность соответствует санитарным нормам.
Стены окрашиваются в спокойные светлые тона, окна и потолок – в белый. Поддерживается комфортный тепловой режим. Проветривание кабинетов, влажная уборка и обработка проводятся в соответствии с разработанными графиками. Оснащение кабинетов соответствует реализуемым программам.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования детьми-инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в КОУ «Адаптивная школа – детский сад № 76», реализующем адаптированные образовательные программы, функционируют объекты для проведения практических занятий.
Материально-техническая база обеспечивает соблюдение:
- санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
- санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);
- социально - бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, методического кабинета);
- пожарной и электробезопасности;
- требований охраны труда.
Все объекты приспособлены для проведения практических занятий с обучающимися, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности.
Развивающая среда КОУ организована с учетом интересов детей и отвечает их возрастным особенностям. В КОУ созданы условия для всех видов детской деятельности: учебной, игровой.
Информация о наличии библиотек, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Отдельное помещение в КОУ для библиотеки не предусмотрено. Библиотека в учреждении располагается в методическом кабинете, в котором собран фонд литературы, необходимой для работы с детьми, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, родителями (законными представителями) и педагогами: нормативные и методические материалы, научно-педагогическая литература, периодические издания, детская и художественная литература, дидактический и наглядный материал.
Доступ лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется через вход, оборудованный пандусами на первый этаж здания. Обеспечен беспрепятственный доступ в методический кабинет, расположенный на первом этаже здания. Имеется кнопка вызова персонала для оказания помощи, при необходимости, при входе и выходе из здания.
Фонд методического кабинета доступен всем педагогам учреждения и оказывает помощь в организации педагогического процесса, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования. В каждом классе начальной школы и в дошкольных группах имеется мини-библиотека с книгами для чтения в соответствии с образовательной программой учреждения.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спортивно-оздоровительная деятельность КОУ «Адаптивная школа – детский сад № 76», нацелена на формирование у обучающихся и воспитанников осознанного отношения к своему физическому здоровью, повышению физической активности.
Для развития физических качеств и организации режима двигательной активности обучающихся и воспитанников, в КОУ оборудованы следующие объекты спорта:
Спортивный зал 67,50 кв.м. В зале проводятся физкультурные занятия, занятия ЛФК. Проходят спортивные праздники и развлечения.
Для физкультурных занятий с детьми имеется разнообразное спортивное оборудование: гимнастические стенки и скамейки, спортивные маты, спортивные тренажёры, скакалки, обручи, спортивные модули и др.
Также имеются мячи разных размеров, атрибуты для проведения общеразвивающих упражнений (кегли, флажки, кубики, султанчики, ленты и пр.).
Атрибуты к подвижным и спортивным играм Весь инвентарь поддерживается в рабочем состоянии.
Детский игровой комплекс (на открытом воздухе) для детей с ограниченными возможностями здоровья 57,96 кв.м. Для активных игр на свежем воздухе. На занятиях повышаются защитные функции организма, происходит обильное насыщение кислородом легких, развитие индивидуальных способностей в безопасной и благоприятной среде.
Спортивная площадка 130,00 кв.м. Используется для занятий физической культурой, проведения гимнастики в летнее время, спортивных праздников, досугов и развлечений на улице.
На площадке установлена стойка с баскетбольными кольцами, спортивный комплекс бум-бревно, дорожка «Змейка», стенка для метания. Имеется волейбольная сетка (выносная), беговые дорожки, прыжковая яма.
Групповые участки с прогулочными верандами Малые спортивные формы, стенки для лазания, оборудование для развития равновесия, сюжетные игровые постройки для организации детской деятельности, соответствующие возрасту и росту воспитанников.
Для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями умственного развития – доступ к объектам спорта не ограничен.
Средства обучения и воспитания для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для обеспечения "равного доступа к образованию" для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в нашем учреждении имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ):
Показатели условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов 1.Дети-инвалиды и дети с ОВЗ обучаются по адаптированным основным общеобразовательным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК и на основании заявлений родителей (законных представителей).
2. Приобретены учебники для обучения детей с нарушением интеллекта, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития.
3. Кабинеты учителей – дефектологов, учителей – логопедов и педагогов – психологов оснащены учебными пособиями и дидактическими материалами для обучения детей с ОВЗ.
Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования Имеются следующие технические средства
обучения, предназначенные для всех
категорий воспитанников, в том числе и для
детей инвалидов и детей с ОВЗ:
1. Интерактивная доска с комплектом
программного обеспечения в количестве 2 шт.;
2.Мультимедийные установки (проектор, ноутбук) в начальных классах, музыкальном зале.
3.Музыкальный центр.
Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается: - работа школьного психолого –педагогического консилиума для проведения диагностики, корректировки индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;- работа ассистентов по оказанию технической помощи для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, по рекомендации ПМПК; работа социального педагога;
-работа классных руководителей и воспитателей с семьей;
-работа учителей – дефектологов индивидуальная и групповая;
-работа учителей – логопедов индивидуальная и групповая;
-работа педагога – психолога индивидуальная и групповая;
-работа методических объединений учителей начальных классов, воспитателей, специалистов, ассистентов по оказанию технической помощи тьюторов;
-выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с воспитанниками;
-консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с детьми;
-помощь семьям в вопросах выбора стратегии и приёмов коррекционного обучения воспитанников с ОВЗ;
-организация внеурочной, (воспитательной) работы с учащимися.
Для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата На первом этаже:
-система вызова помощника;
-инвалидные кресла-коляски;
- санитарно-гигиенические комнаты;
-материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовую, санитарно-гигиенические и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов);
-доступ к электронным образовательным ресурсам;
-тренажер «Беговая дорожка»
Кабинет учителя по развитию психомоторики и сенсорных процессов
Комплект «Сенсорный уголок»,
Модуль для прогона шаров открытый настенный.
Настенный модуль «Сравнение цветов». Настенный модуль с 6-ю замочками и задвижками.
Модуль для развития тактильных ощущений. Дидактический коврик.
Световой проектор «Жар-птица».
Сухой бассейн.
Мягкий модуль «Часики».
Модуль «Черепаха».
Массажные мячи.
Игровой коврик «Классики».
Сенсорная тропа для ног.
Пуфик – кресло с гранулами.
Мягкие модули.
Компьютерные презентации. Доски Сегена.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание КОУ «Адаптивная школа-детский сад № 76»
Для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов в КОУ «Адаптивная школа-детский сад № 76», (далее КОУ) проведён комплекс мероприятий в рамках выполнения программы «Доступная среда».
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в КОУ созданы следующие условия:
- На 2-х входах в здание КОУ установлена кнопка вызова персонала для инвалидов-колясочников;
- Вход № 2 в здание КОУ оборудован пандусом;
- сотрудники КОУ оказывают услуги по сопровождению инвалидов на территории КОУ, содействие инвалиду при входе в здание и выходе из него, информированию инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;
- проведен инструктаж с сотрудниками КОУ, предоставляющими услуги инвалидам;
-в одном учебном кабинете установлена индукционная петля для обучающихся с нарушением слуха;
- на центральном входе в КОУ размещена вывеска с названием организации и графиком
работы, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля для лиц, имеющих стойкие
расстройства функции зрения;
- на первом этаже оборудованы 2 санузла для маломобильных групп населения и лиц с ОВЗ;
- оборудованы расширенные дверные проемы;
- издан приказ от 12.11.2018г. № 104 «Об утверждении перечня мероприятий обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг КОУ «Адаптивная школа-детский сад № 76» на 2019-2025 гг.;
- разработаны алгоритмы оказания ситуационной помощи инвалидам различных категорий.
- разработана и утверждена программа инструктажа работников КОУ (приказ от 28.08.2020г. №234);
-разработан паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования;
- утвержден акт обследования объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности.
Специальные условия питания
В соответствии с постановлением Правительства Омской области № 135-п от 15.04.2020 года «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Омской области» в том числе в Порядок обеспечения бесплатным питанием лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в государственных образовательных организациях Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 5 декабря 2013 года № 316-п «Об отдельных вопросах предоставления мер социальной поддержки», с изменениями от 12.02.2019 года № 38-п, в КОУ для детей дошкольного возраста с 12-ти часовым пребыванием в учреждении организовано пяти разовое питание: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин. Для учащихся начальной школы - двухразовое: завтрак, обед.
Обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в образовательных организациях Омской области, реализующих основные общеобразовательные программы, получают бесплатное горячее питание каждый учебный день в течение учебного года в определенные образовательной организацией часы с учетом режима занятий.
Ежедневно 53 учащихся начальной школы получают двухразовое бесплатное горячее питание (завтрак и обед). Обучающиеся, посещающие группу продленного дня, дополнительно обеспечиваются полдником.
Детей, получающих питание по отдельному меню, в КОУ нет.
Специальные условия охраны здоровья для детей – инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» КОУ Адаптивная школа – детский сад № 76»» создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся.
Работа проводится с соблюдением государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:
Содержание здания и помещений КОУ осуществляется в соответствии с Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;"
Организация питания в КОУ осуществляется в соответствии с санитарными правилами СП 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания населения».
В КОУ «Адаптивная школа - детский сад № 76» медицинское обслуживание осуществляется медицинской сестрой, врачом – ортопедом, медицинской сестрой диетической, медицинской сестрой по массажу, инструктором по лечебной физкультуре.
Медицинский персонал осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы медицинского кабинета, цель которого - улучшение потенциала и баланса здоровья, положительные изменения в гигиенической культуре, формирование потребностей у детей, родителей, сотрудников КОУ в сохранении, укреплении и развитии здоровья детей.
В детском саду создан комплекс медико-педагогических технологий, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье.
Для реализации поставленных задач созданы условия для лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы:
Медицинский блок представлен следующим набором помещений:
• кабинет врачебного осмотра (осмотр детей, работа с документацией, рабочее место медицинской сестры и врача);
• процедурный кабинет (медицинские манипуляции и оказание первой доврачебной помощи, хранение медикаментов, лекарственных препаратов);
• изолятор
• кабинет массажа
Медицинский блок оснащен необходимым медицинским инструментарием и необходимым набором медикаментов. В каждой группе имеется аптечка первой неотложной помощи.
Каждый месяц проводится анализ заболеваемости и посещаемости воспитанников. Весной и осенью – мониторинг состояния здоровья детей, уточняются диагнозы и группы здоровья.
В КОУ «Адаптивная школа - детский сад № 76» созданы оптимальные условия для двигательной деятельности.
• Физкультурный зал, оснащенный спортивным оборудованием, достаточным количеством спортивного инвентаря и пособий.
• Спортивная площадка, позволяющие проводить физкультурные занятия, спортивные, подвижные игры, физкультурные праздники и досуги круглый год.
• Физкультурные уголки в группах.
Профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе
Рассмотрение вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности на занятиях с обучающимися в рамках реализуемой образовательной программы.
Проведение с обучающимися первичного инструктажа по пожарной безопасности.
Проведение специальной объектовой тренировки по пожарной безопасности на объектах КОУ.
Занятия с обучающимися по соблюдению ПДД, встречи обучающихся с сотрудниками ГИБДД.
Расследование и учёт несчастных случаев с учащимися во время пребывания в КОУ, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти.
Проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий
Санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия проводятся в соответствии с разработанной и утверждённой приказом образовательной организации от 22.01.2021 г. №14 документацией по производственному контролю за соблюдением санитарных правил, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий согласно требованиям Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Доступ к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Информация на официальном сайте учреждения дает полное представление о специфике учреждения, его задачах, кадровом составе ОУ. Дает возможность ознакомиться с общеобразовательными программами, программой развития, лицензией, уставом, аккредитационными документами.
Официальный сайт учреждения обеспечен версией для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы для детей – инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru
Дошкольное образование. Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования http://do.isiorao.ru/
Портал министерства образования Омской области http://www.omskedu.ru/
Сетевой центр равных возможностей http://crv.obr55.ru/
Лукошко сказок http://www.lukoshko.net/
Детские сайты http://www.detskiy-mir
Каталог детских ресурсов KINDER.RU http://www.kinder.ru
Специальные технические средства обучения индивидуального и коллективного пользования
В КОУ имеются следующие технические средства обучения, предназначенные для всех категорий обучающихся, в том числе и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ:
1. Интерактивная доска с комплектом программного обеспечения;
2.Мультимедийные установки (проектор, ноутбук, доска) в классах и музыкальном кабинете;
3.Музыкальный центр;
4.Мультимедийные установки (проектор, ноутбук);
5.Интерактивная панель;
6. Печатное многофункциональное устройство;
7.Комплект оборудования для сенсорной комнаты.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Количество жилых помещений в общежитии, интернате
В образовательной организации нет общежития, интерната